Правоустанавливающие документы на дом – являются основаниями для регистрации права собственности в Росреестре. Это первичные документы, которые устанавливают факт наступления права владения.
Разберемся подробнее в правоустанавливающих документах на объект индивидуального жилищного строительства.
- Правоустанавливающие документы на дом
- Правоустанавливающие документы на жилой дом
- Правоустанавливающие документы на новый дом (вновь построенный объект недвижимости)
- Правоустанавливающие документы на дом, права на который уже зарегистрированы (вторичный объект)
- Правоустанавливающие документы на земельный участок
- Что является правоустанавливающим документом при самостоятельном строительстве
Правоустанавливающие документы на дом
Прежде чем установить право собственности на дом, а затем его зарегистрировать в Росреестре с внесением записи об этом в ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости, сначала необходимо засвидетельствовать его существование, описать его технические характеристики и “привязать” к земельному участку.
Орган государственной регистрации – Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) , осуществляет учет всей недвижимости в Российской Федерации.
Учету подлежат как сами объекты недвижимости – кадастровый учет, так и права на них – внесение записи в реестр прав.
После регистрации прав выдаются правоподтверждающие документы, которые собственники недвижимости ошибочно считают главными.
Правоустанавливающие документы на жилой дом
Вновь построенный дом (коттедж) должен быть поставлен на кадастровый учет, только потом возможна регистрация права собственности на него.
Кадастровый учет жилого дома осуществляется на основании Технического плана, который изготавливается кадастровым инженером – сертифицированным специалистом.
Кадастровый инженер должен иметь государственный аттестат и состоять в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Кадастровый инженер — специалист, выполняющий работы в области межевания земель, кадастровых работ, связанных с недвижимостью, а также может заниматься землеустроительной экспертизой.
Реестр (список) кадастровых инженеров размещен на официальном сайте Росреестра.
На основании Технического плана будет произведен кадастровый учет вновь построенного дома и эти данные будут внесены в ЕГРН – Единый государственный реестр недвижимости.
Кадастровая выписка (кадастровый паспорт) — это выписка из государственного кадастра, содержащая сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер, адрес, технические характеристики и кадастровую стоимость.
Сведения кадастровой выписки входят в состав выписки из ЕГРН об объекте недвижимости.
Правоустанавливающие документы на новый дом
(вновь построенный объект недвижимости)
- Технический план на дом (готовится кадастровым инженером). Не путайте Технический план с Техническим паспортом;
- Акт ввода в эксплуатацию ( до 01.03.2031 года действует “дачная амнистия” и этот документ не является обязательным);
- Документ на земельный участок, подтверждающий ваше право собственности на него.
Если право собственности на земельный участок не зарегистрировано ранее, тогда так же предоставляете в МФЦ документы на право владения или пользования им, например, договор купли-продажи земельного участка, распоряжение администрации о выделении земельного участка, свидетельство о праве бессрочного пользования, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор аренды.
Земельный участок должен состоять на кадастровом учёте. Кроме того его границы должны быть уточненными кадастровым инженером;
На основании вышеперечисленных документов и заявления о регистрации права собственности на жилой дом будет осуществлена запись о праве в Едином государственном реестре недвижимости.
Если вы не присвоили адрес жилому дому, то права зарегистрируют с указанием его кадастрового номера.
Жилому дому легко присвоить адрес через личный кабинет собственника на сайте Госуслуги и подать приказ о присвоении адреса вместе с заявлением о регистрации права.
Государственная пошлина за регистрацию права собственности на жилой дом составляет 2000 рублей.
Вид зарегистрированного права собственности на дом должен повторять вид права на земельный участок.
То есть, если земельный участок зарегистрирован в единоличную собственность, значит и на дом будет регистрироваться единоличная собственность.
Если на земельный участок зарегистрирована общая собственность (совместная( без определения размера долей) или долевая) – на дом будет зарегистрирована так же общая собственность.
ВНИМАНИЕ!
Регистрация общей долевой собственности на законных супругов осуществляется только на основании нотариального брачного договора, так как законным режимом собственности супругов на совместно нажитое имущество является – право совместной (а не долевой) собственности.
Документы на регистрацию права собственности подаётся в Росреестр через МФЦ.
Кадастровый учет жилого дома и земельного участка и регистрация права собственности на них может осуществляться одновременно.
Срок регистрации – 9 рабочих дней.
ВАЖНО!
У земельного участка должны быть установлены границы, то есть сведения о земельном участке, внесенные в ЕГРН, носят статус “АКТУАЛЬНЫЕ”.
Определение (уточнение) границ земельного участка и вынос их в натуре производит кадастровый инженер.
Чтобы узнать, является ли запись о земельном участке актуальной, можно заказать БЕСПЛАТНУЮ онлайн-выписку на этот объект в личном кабинете на сайте Госуслуг, в разделе “Дом Земля”.
Так же эти сведения можно посмотреть на Публичной кадастровой карте Росреестра.
Она часто бывает перегружена посетителями и не открывается.
Заходите на нее вне рабочего времени или в выходные дни.
Правоустанавливающие документы на дом,
права на который уже зарегистрированы (вторичный объект)
Если происходит передача права собственности от хозяина( правообладателя) другому физическому или юридическому лицу – составляется письменный договор и подписывается всеми участниками сделки . Этот документ будет правоустанавливающим для регистрации прав на нового собственника.
Правоустанавливающими документами для повторной регистрации права собственности ( переводе права от бывшего владельца на нового владельца) являются:
- договор купли-продажи и акт приема-передачи;
- договор дарения и акт приема-передачи;
- свидетельство о праве на наследство;
- соглашение о разделе совместно нажитого имущества;
- соглашение о выделении доли в праве собственности;
- решение суда;
- договор мены;
- соглашение об определении размера долей в праве собственности и т.д
Правоустанавливающие документы на земельный участок
Правовая судьба дома связана с земельным участком.
Прежде чем изучать документы на дом, изучите документы на участок.
Правоустанавливающие документы на земельный участок – это самые важные бумаги для правообладателя.
Право собственности на земельный участок могут устанавливать следующие документы:
- Распоряжения администрации о выделении земельного участка в собственность;
- Свидетельство о праве на наследство;
- Договор купли-продажи;
- Договор дарения;
- Решение суда и др.
Что является правоустанавливающим документом при самостоятельном строительстве
На самостоятельно построенный индивидуальный жилой дом правоустанавливающими документами является:
- Технический план дома, который вам изготовит кадастровый инженер на диске и бумажном носителе;
- Документы на земельный участок ( Распоряжение администрации о выделении участка, Договор купли-продажи или дарения, Договор аренды и подобное).
Если право собственности или аренды зарегистрированы в Росреестре, не нужно подтверждающего документа. Государственный регистратор получит информацию об участке из ЕГРН.
Стоит прочесть: ЕГРН об объекте недвижимости
Посмотрите короткий ролик о кадастровом инженере.
Федеральная информационная адресная система
Государственный адресный реестр (ГАР) – государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.
Федеральная информационная адресная система (ФИАС) – федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование Государственного адресного реестра.