Регистрация прав на недвижимость – это обязательная процедура.
Ведь установить права на недвижимость договором, соглашением, актом, решением суда или иным право устанавливающим документом недостаточно, необходимо зарегистрировать право в государственном регистрирующем органе и внести запись об этом в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
ЕГРН образован путем слияния Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав(ЕГРП). ЕГРН работает с 02.01.2017 года.
Закон о регистрации прав на недвижимость
Регистрация прав на объекты недвижимости регулируется Гражданским кодексом Российской федерации, ФЗ-218 “О государственной регистрации недвижимости” (вступил в силу 02.01.2017 года), а также правилами ведения ЕГРН.
Нормы Гражданского кодекса РФ:
Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статья 223. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору.
2. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.(Отчуждение недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации. В ЕГРН вносится запись о переходе права собственности – прим.автора)
Органы регистрации права собственности на недвижимость
Единственным регистратором прав на недвижимость в РФ является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестр.
МФЦ – это посредник между заявителем и Росреестром. В МФЦ нет сотрудников Росреестра.
Заявления и пакет документов принимают делопроизводители. Они не знают порядка регистрации объектов недвижимости и прав на них, поэтому не могут консультировать заявителей.
МФЦ может отказать в приеме документов только по одной причине – невозможности идентифицировать заявителя (отсутствии документа удостоверяющего личность, просрочен паспорт более чем на 3 месяца).
Регистрация права собственности на недвижимость
Для регистрации права собственности на недвижимость приобретатель права должен обратиться в Росреестр
Регистрация прав на недвижимость носит заявительный характер. В заявлении нужно указать какой вид права регистрируется:
1. единоличная собственность;
2. общая совместная собственность;
3. общая долевая собственность, доли участников долевой собственности могут быть неравными.
Подать заявление о регистрации права собственности на недвижимость – жилой дом, квартиру, земельный участок на бумажном носителе нужно через МФЦ.
Офисы приема-выдачи документов Росреестра работают только с заявителями по экстерриториальным сделкам, то есть в том случае, если объект недвижимости находится в ином кадастровом округе.
НО!
Уже во многих регионах документы по экстерриториальным сделкам подаются так же через МФЦ.
Подать заявление о регистрации права собственности на недвижимость можно в электронном виде. Для этого необходимо иметь электронную цифровую подпись. Такую подпись можно заказать в офисах территориальных управлений Росреестра.
Стоимость услуги – от 600 рублей.

Если регистрация права собственности на объект недвижимости происходит на основании сделки отчуждения, удостоверенной нотариусом, с 01.02.2019 года нотариус обязан передать документы в Росреестр по каналам электронной связи в день удостоверения сделки.
Эта услуга нотариусом теперь оказывается бесплатно.
Госпошлина за регистрацию права собственности на недвижимость
Размер государственной пошлины за регистрацию прав на объекты недвижимости регламентируется НК РФ, Глава 25.3
Госпошлина должна быть оплачена заявителем, его доверенным лицом или законным представителем.
При подаче заявления о государственной регистрации права не обязательно предоставлять документ об оплате, однако и не возбраняется.
Государственный регистратор берет информацию об уплате государственной пошлины из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
Размер пошлины за регистрацию права собственности на недвижимость
Пошлина за регистрацию права собственности на недвижимость для физических лиц:
- за регистрацию права собственности на жилой дом, квартиру, жилую комнату – 2000 рублей (для юридического лица 22 000 рублей)
- за регистрацию права собственности на земельный участок для ИЖС (индивидуального жилищного строительства) категории земель: земли населенных пунктов – 350 рублей (первичная регистрация, 2000 рублей – при переходе прав.
- за регистрацию права собственности на земельный участок для садоводства и огородничества категории земель: земля сельскохозяйственного назначения – 350 рублей
- за регистрацию права собственности на гараж – 350 рублей (первичная регистрация.
Отзыв заявления без регистрации приведет к потере 50% госпошлины.
Отказ в регистрации приведет к потере 100% госпошлины.
ВНИМАНИЕ!
Госпошлина оплачивается за регистрацию права на объект недвижимости.
Сколько объектов – столько и пошлин.
При регистрации долевой собственности госпошлина распределяется пропорционально между всеми участниками собственности.
При регистрации совместной собственности ее может оплатить один из ее участников.
Регистрация прав на недвижимость. Реквизиты для оплаты пошлины
В зависимости от способа подачи заявления, непосредственно через офис Росреестра или через МФЦ, реквизиты для оплаты будут РАЗНЫЕ.
Реквизиты для оплаты через территориальные офисы Росреестра размещены на сайтах территориальных Управлений, так же вы их можете получить у администратора офиса.
При подаче заявления через МФЦ, реквизиты для оплаты возьмите у администратора офиса.
Впрочем, практически во всех Многофункциональных центрах “Мои документы” (МФЦ) можно оплатить государственную пошлину за регистрацию права на недвижимость прямо у специалиста – приемщика документов с помощью банковской карты.
ВНИМАНИЕ!
Регистрация прав на объект недвижимости – вторична.
Первичным является – кадастровый учет объекта недвижимости с присвоением ему уникального кадастрового номера.
Регистрация прав на недвижимость – это регламентированная процедура, перечень документов является закрытым (сейчас регистратор не может затребовать документ “от себя”), поэтому каждый человек может справиться с подачей документов для регистрации прав на недвижимость самостоятельно.
Сроки регистрации прав на недвижимость
Максимальные сроки регистрации прав на недвижимость – 9 рабочих дней. Это при подаче документов на бумажном носителе.
Два рабочих дня дается на прием-выдачу документов МФЦ.
Все документы, принятые от заявителя переводятся в электронный вид, создаются их скан-образы, и передаются в Росреестр в электронном виде.
При подаче документов и заявления на регистрацию прав на недвижимость в электронном виде – 3 рабочих дня.
Об оформлении сделок с недвижимостью можно прочесть на сайте:EXSPERTRIELTOR.RU
Всегда рада разъяснить.
Автор статьи: Слободчикова Ольга Дмитриевна
