Регистрация прав на новостройку – это обязательная процедура подтверждения права владения недвижимостью и внесение данных об этом в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).
Органом регистрации недвижимости и прав на нее является РОСРЕЕСТР.
Документы для регистрации прав на новый объект недвижимости подаются в Росреестр через МФЦ.
Регистрация прав на новостройку
Первичная регистрация прав на новостройку – это вторичная процедура.
Первичным является – кадастровый учет всех вновь построенных (образованных) объектов недвижимости.
Кадастровый учет недвижимости происходит на основании кадастровых документов.
Подготовку кадастровых документов на квартиры-новостройки заказывает и оплачивает застройщик многоквартирного дома.
Подготовку кадастровых документов на индивидуальный жилой дом заказывает и оплачивает собственник земельного участка, на котором этот дом построен.
Регистрация права собственности на квартиру в новостройке
Регистрация права собственности на квартиру – новостройку возможна только после фактического получения ее от застройщика по Акту приема-передачи квартиры.
Фактическая передача квартиры от застройщика участнику долевого строительства происходит после сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию и постановки на кадастровый учет здания и всех помещений в нем (квартир, вспомогательных помещений).
Таким образом, на момент получения ключей от квартиры застройщик уже провел процедуру кадастрового учета вашей квартиры.
При подписании Акта приема-передачи, вы можете запросить у застройщика Технический план помещения.
Как правило, застройщики не выдают его владельцу по своей инициативе, так как в Росреестр этот документ предоставляется в электронном виде, и распечатка его на бумажный носитель требует дополнительных трудозатрат.
Сведения из Технического плана вашей квартиры (помещения) уже перенесены в ЕГРН и квартире присвоен кадастровый номер.
В Акте приема-передачи должен быть указан адрес квартиры, а так же кадастровый номер вашего помещения.
Квартира – это жилое помещение в многоквартирном доме
Вид объекта недвижимости – помещение.
Назначение – жилое.
Вид жилого помещения – квартира.
Документы на квартиру в новостройке для регистрации прав
Документы на квартиру в новостройке частично уже предоставлены застройщиком в Росреестр.
Это Акт ввода дома в эксплуатацию и Технический план помещения.
После подписания Акта приема передачи квартиры ее владельцу необходимо подать этот документ и заявление о регистрации права в Росреестр.
Как правило, застройщики применяют подписание этого документа в электронном виде и сами подают его вместе с вашим электронным документом в Росреестр. Для этого собственнику выпускается электронная цифровая подпись.
Если вы подписали Акта приема-передачи на бумажном носителе, тогда нужно самостоятельно обратиться в МФЦ для передачи этого правоустанавливающего документа в Росреестр.
В МФЦ обращаются все собственники недвижимости, указанные в Акте приема-передачи.
Заявление о регистрации права собственности на квартиру вам составит делопроизводитель МФЦ в своей рабочей программе.
Акт приема-передачи будет переведен в электронный вид (скан-образ), о чем будет сделана на нём пометка.
За регистрацию права собственности нужно оплатить госпошлину 2000 рублей.
Это можно сделать через сайт Госуслуги, а при обращении в МФЦ – прямо у приемщика документов при помощи банковской карты.
При обращении в МФЦ для регистрации права собственности на новостройку возьмите с собой:
- Паспорт
- Свидетельства о рождении детей младше 14 лет (если они прописаны в акте приема-передачи квартиры)
- Акт приема-передачи квартиры (достаточно 1 экземпляра)
- Банковскую карту для оплаты госпошлины.
Договор участия в долевом строительстве брать с собой не нужно. Он уже был зарегистрирован Росреестром и находится в электронном реестровом деле.
Регистрация прав на индивидуальный жилой дом
Первичная регистрация прав на вновь построенный индивидуальный жилой дом возможна только после постановки этого объекта недвижимости на кадастровый учет.
Хотя сейчас Росреестр принимает документы сразу на две процедуры:
- государственный кадастровый учет;
- государственную регистрацию прав.
После завершения строительства жилого дома собственник земельного участка приглашает кадастрового инженера для обследования объекта недвижимости и составления Технического плана жилого дома.
Документы на новый индивидуальный дом для регистрации прав
Документы для первичной регистрации прав подает собственник земельного участка или его арендатор.
Возьмите с собой в МФЦ следующие документы:
- Паспорт владельца земельного участка;
- Свидетельства о рождении детей, если они являются собственниками долей в праве на земельный участок;
- Технический план жилого дома в электронном виде (на диске);
- Банковскую карту для оплаты государственной пошлины за регистрацию прав (2000 рублей);
- Документ о присвоении адреса жилого дома (можно заказать через сайт Госуслуги)
Документов о разрешении на строительство и вводе в эксплуатацию предоставлять до 01.03.2031 года не нужно.
Заявление о регистрации права собственности на новый жилой дом вам составит делопроизводитель МФЦ.
Внимательно его проверьте и подпишите.
Если вы проводите одновременную процедуру кадастрового учета и регистрации прав, вы так же подаете заявление о кадастровом учете. Госпошлина за кадастровый учет не предусмотрена.
Гражданский кодекс РФ о регистрации прав
Статья 131 Государственная регистрация недвижимости
1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
(с 01.03.2023 эти сведения передаются без указания персональных данных правообладателя. Прим. автора)
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
5. Утратил силу с 1 октября 2013 года.
6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.